RSS

«Чему Господь свидетелем меня поставил.»Л. В. Сердаковский

20 Авг

Батумский поезд медленно тронулся, постепенно набирая ход. На перроне было мало народу; высокая фигура моей матери и рядом с ней маленькая бабушка становились все меньше и меньше. Мать все время крестила меня, как это поколениями делали матери российского служилого сословия, расставаясь со своими близкими. Мне только что исполнилось 16 лет, и мысль, что может быть я вижу мать в последний раз, не приходила мне в голову. Уплыл вокзал, замель-кали окраины «Тбилис-калаки» — «Жаркого города», умень-шалась и гора Мтацминда с ее фуникулером и церковью Св. Давида. В ограде этой церкви похоронены Грибоедов, растер-занный в 1829 году персидской чернью в Тегеране, и его юная красавица-жена, на всю жизнь оставшаяся верной своей первой девичьей любви. Этот исторический символ русско-грузинской близости на фоне долин Грузии и гор Кавказа живет в моей памяти. Говорят, что воспоминания детства и любовь к родному очагу особенно сильны у славян и семитов. Вероятно, так оно и есть. Последующие впечатления не заслонили у меня ни Судебную улицу в Тифлисе с видом на арсенал, ни «Замок коварства и любви» около Кисловодска, ни красоту весеннего разлива Волги. В своем длительном жизненном путешествии я видел много стран и встречал много разных людей, от королей и патриархов до кочевых бедуинов Иудеи и диких индейцев Мексики. Я хочу поделиться тем, что я ви-дел за 75 лет своей жизни, с поколениями нашей Великой Страны.

Вскоре отец вышел в отставку, и мы переехали в Тифлис, родной город моей матери-грузинки. Древняя столица Грузии была административным центром Кавказа и, по существу, после Петербурга, Москвы и Варшавы четвертой столицей Российской Империи. В Тифлисе встречались Восток и Запад, шло живописное смешение разных народов, языков, обычаев и костюмов. Руские старожилы говорили с грузинским акцентом, грузины без всякого давления сверху сокращали свои фамилии на русский лад, армяне, пользуясь экономической свободой, богатели. Горская молодежь увлекалась русскими классиками, очарованными «нашим» Кавказом.

Read more…

 
2 комментария

Опубликовал на Август 20, 2009 в Uncategorized

 

Метки: , , ,

2 responses to “«Чему Господь свидетелем меня поставил.»Л. В. Сердаковский

  1. eskir

    Август 20, 2009 at 8:45 пп

    Интересно. Спасибо!

     
  2. zuzlishka

    Август 22, 2009 at 1:27 дп

    Большое спасибо, так интересно!

     

Добавить комментарий

 
